Источник: [39] F. A. Vening-Meinesz, Provisional Results of Determinations of Gravity, made during the Voyage of Her Majesty’s Submarine К XIII from Holland via Panama to Java. Kon. Ak. van Wetensch. te Amsterdam Procee

  • Геофизические аргументы
    Недавно голландскому геодезисту Венинг-Мейнесу [39] удалось применить значительно более точный маятниковый метод для гравиметрических измерений с подводной лодки. Результаты первых исследований такого рода полностью подтвердили вывод Геккера о том, что в океанах действует изостазия, т. е. дефицит масс, который соответствует плотности воды в бассейнах океана и компенсируется избытком глубинных масс. На протяжении длительного времени выдвигались различные предположения относительно этих глубинных избыточных и недостаточных масс. Пратт представлял себе земную кору наподобие слоя теста, который первоначально был повсюду одинаковой толщины. Затем, в результате какого-то разуплотнения, толщина этого слоя возросла на континентах, а в океанических областях уменьшилась.
  • Дополнительные замечания относительна дна глубоких морей
    Конечно, эти представления ещё требуют проверки в частностях. Большое значение в этом случае имеют результаты гравитационных измерений. Уже Геккер [198] над жёлобом Тонга установил значительный дефицит силы тяжести, тогда как на соседнем плато Тонга, наоборот, наблюдается её избыток. Недавно это было подтверждено Венинг-Мейнесом [39] для ряда глубоководных желобов. Мы приводим из его публикации показанный на рис. 63 гравитационный профиль между Филиппинскими островами и Сан-Франциско, на котором показан и гипсометрический профиль дна. Этот профиль пересекает четыре желоба. Изменение силы тяжести во всех случаях было одинаковым: непосредственно над жёлобом — дефицит, над расположенной рядом возвышенностью — избыток величины ускорения силы тяжести. Эта закономерность показывает, по-видимому, что в жёлобе ещё не произошло изостатического выравнивания притока симы.