Эволюция химического состава и давления земной атмосферы
Рисунок 76. Картина формирования континентальной коры в протерозое и фанерозое
за счёт частичного переплавления и дегидратации океанической коры и перекрывающих её пелагических осадков в зонах поддвига океанических плит под островные дуги
Рисунок 79. Накопление массы континентальной коры:
1 — рассматриваемая энергетическая модель; 2 — модель Тейлора — Мак-Леннана (1988).
Рисунок 122. Эволюция состава и давления земной атмосферы
Как видно из графиков, в катархее, около 4,6-4 млрд лет назад, атмосфера Земли была менее плотной, чем сейчас и состояла в основном из азота (0,67 атм), лишь с небольшими примесями благородных газов (~2×10-5 атм). В архее началось сравнительно быстрое нарастание давления углекислого газа, и атмосфера в основном стала углекислотной с подчинённым содержанием азота. В пике развития архейской атмосферы парциальное давление углекислого газа превышало 5 атм при парциальном давлении азота около 1 атм, поэтому суммарное давление атмосферы тогда (около 2,7 млрд лет назад) превышало 6 атм.
Помимо углекислого газа в атмосфере раннего архея должен был накапливаться метан, образующийся при окислении железа водой в присутствии углекислого газа
Формула 52. Образование метана и окиси углерода в архее
Наиболее интенсивно этот процесс должен был развиваться на самых ранних этапах дегазации Земли в начале архея, когда большая часть поверхности Земли ещё была сложена первозданным реголитом, содержавшим до 13 % металлического железа. В составе атмосферы того времени метан мог даже превалировать над CO2. Кроме того, в архее в небольших количествах генерировалась и окись углерода, возникающая при взаимодействии углекислого газа с горячим железом.
Отсюда видно, что атмосфера в начале раннего архея, была существенно восстановительной и азотно-углекислотно-метановой по составу. В дальнейшем, приблизительно через 100 млн лет, после полной гидратации первозданного реголита, восстановительный потенциал архейской атмосферы должен был резко снизиться благодаря фотодиссоциации метана солнечным излучением и образования формальдегида
CH4 + CO2 + hv → 2HCOH.
В результате архейская атмосфера стала углекислотно-азотной лишь с небольшими добавками метана и равновесным содержанием влаги.
В протерозое после выделения земного ядра и резкого снижения тектонической активности Земли в океанической коре возник серпентинитовый слой (см. рис. 111) и резко активизировались процессы связывания углекислого газа в карбонатах по реакциям типа (47) и (48). В результате довольно быстро (в течение примерно 100 млн лет) из атмосферы оказался выведенным практически весь углекислый газ и земная атмосфера стала азотной с общим давлением около 1 атм. Наконец, после полного исчезновения свободного (металлического) железа из мантии в конце протерозоя (см. рис. 39) в атмосфере фанерозоя стал постепенно накапливаться кислород, и она приняла привычный азотно-кислородный состав, а её давление поднялось до 1 бара. В фанерозое максимального давления атмосфера, по-видимому, достигала в середине мезозоя, когда скорость генерации кислорода стала максимальной в связи с широким распространением тогда по Земле цветковых растений.
Рисунок 111. Эволюция строения океанической коры:
I — осадочный слой океанической коры, II — базалтово-габброидный слой океанической коры, III — серпентинитовый слой океанической коры, IV — подкоровая мантия; 1 — подошва осадочного слоя, 2 — подошва базальтово-габброидного слоя, 3 — подошва океанической коры (граница Мохоровичича), 4 — изотерма критической температуры воды 374 °С, ниже которой океаническая вода не может проникать (в архее эта граница совпадала с подошвой океанической коры).
Рисунок 39. Эволюция химического состава конвектирующей мантии в относительных концентрациях (за единицу принята концентрация данного элемента в первичном веществе Земли):
1 — SiO2, TiO2, MgO, CaO, Al2O3; 2 — H2O; 3 — K2O; 4 — Ni и другие сидерофильные и халькофильные элементы и соединения: FeS, (Fe,Ni)S, CuFeS2, Co, Cr, Pt, Pd, Os, Ir, Au; 5 — FeO; 6 — Fe; 7 — U; 8 — Th; 9 — Fe3O4.
В будущем общее давление земной атмосферы продолжит постепенное снижение за счёт связывания микроорганизмами азота в почвах континентов. Процесс этот продолжится до тех пор, пока в будущем, приблизительно через 600 млн лет, не начнётся дегазация из мантии эндогенного кислорода, освобождающегося при образовании «ядерного» вещества FeFeO по реакции (15) из предельно окисленных к тому времени окислов железа в мантии. После этого давление кислорода в атмосфере Земли начнёт стремительно возрастать вплоть до 40 атм и выше. Но произойдёт это, на наше счастье, ещё очень не скоро.